Интервал – это расстояние между двумя звуками.
По способу исполнения интервалы бывают:
гармонические – два звука звучат одновременно;
мелодические – два звука звучат последовательно.
По характеру звучания интервалы делятся на:
диссонансы – резко звучащие (м2, б2, м7, б7, тритоны);
консонансы – мягко звучащие:
весьма совершенные – ч1, ч8;
совершенные – ч4, ч5;
несовершенные - м6, б6.
Интервалы различаются количеством ступеней и количеством тонов.
Название интервала |
Обозначение |
Кол-во ступеней |
Кол-во тонов |
чистая прима |
ч1 |
1 |
0 |
малая секунда |
м2 |
2 |
0,5 |
большая секунда |
б2 |
2 |
1 |
малая терция |
м3 |
3 |
1,5 |
большая терция |
б3 |
3 |
2 |
чистая кварта |
ч4 |
4 |
2,5 |
увеличенная кварта |
ув4 |
4 |
3 |
уменьшенная квинта |
ум5 |
5 |
3 |
чистая квинта |
ч5 |
5 |
3,5 |
малая секста |
м6 |
6 |
4 |
большая секста |
б6 |
6 |
4,5 |
малая септима |
м7 |
7 |
5 |
большая септима |
б7 |
7 |
5,5 |
чистая октава |
ч8 |
8 |
6 |
Тритон делит октаву пополам.
Интервалы больше октавы называются составными – нона (9), децима (10), ундецима (11), дуодецима (12), терцдецима (13), квартдецима (14), квинтдецима (двойная октава, 15 ступеней).
В тональности интервалы бывают устойчивыми и неустойчивыми.
Устойчивые - если оба звука являются устойчивыми ступенями лада.
Неустойчивые – если хотя бы один или оба звука являются неустойчивыми ступенями лада.
Неустойчивые интервалы разрешаются в устойчивые по правилу тяготения ступеней:
II в I; IV в III; VI в V; VII в I.
Обращение интервала – это перенос основания на октаву вверх или перенос вершины на октаву вниз, при этом другой звук остаётся на месте. Малые интервалы обращаются в большие, увеличенные – в уменьшенные, чистые – в чистые и наоборот. При обращении сумма цифр в интервалах всегда равна 9. Например, м2 обращается в б7 (2+7=9).